"Не будем превращаться в масонскую ложу?.." Хорошо незабытое старое
30 января 2006 года

У Виктории Черкесовой как раз вчера был день рождения. Но ее стремительное взросление было, разумеется, не возрастным, а статусным. Ее, методиста казанского центра "Достижения молодых", а также по совместительству вице-президента Лиги студентов РТ и видного функционера движения "МЫ" (местный проправительственный комсомол, сиквел движения "НАШИ"), приметил президент и включил в состав Общественной палаты. Чтоб представляла сознательную молодежь. От такого хочешь не хочешь повзрослеешь до нынешнего возраста самых молодых членов доперестроечного обкома КПСС. В общем, старшие коллеги вчера сердечно ее поздравили.

Что касается их самих, то им возможность вернуться в то незабвенное время также предоставил Минтимер Шаймиев. Мне даже почудилось, будто и я вернулась в раннюю юность и конспектирую с телевизора, где дорогой Леонид Ильич старается помочь мне правильно определить жизненные координаты.

- Решающую роль играет сфера производства, реальная экономика, - сообщал Минтимер Шаймиев. - Ведь без создания материальных благ невозможно обеспечить потребности населения во всем необходимом!

Члены палаты слушали, без преувеличения, затаив свое общественное дыхание. Ведь если Общественная палата - орган, который власти назначили, чтобы он доносил до этих же избранных нами властей наши же чаяния и веяния (а для этого она и придумана), то им нужно было хорошенько переварить все услышанное, чтобы в дальнейшем уже безошибочно определять: какие чаяния и веяния следует доносить до власти. Иначе - на черта власти проводник, который уводит в не нужную ей сторону?..

- Идея организации общереспубликанского координирующего органа общественных объединений витала в воздухе уже давно, - напоминал между тем Минтимер Шаймиев. - Вспомните "круглые столы" разных партий, которые пытались влиять... Была и идея альтернативной Общественной палаты - она распалась после нескольких заседаний...

В общем, без направляющей и организующей силы власти - любому "гражданскому обществу" у нас кирдык. Такой тревожный вывод неизбежно приходилось сделать членам палаты.

Но они его сделали не сразу. Когда представитель инициативной группы Ильгиз Хайруллин (советник председателя банка "Зенит") предложил голосовать за подготовленный этой группой регламент ОП, предприниматель Павел Сигал произвел попытку мятежа: потребовал "дебюрократизировать регламент". Например, положение, которое предельно ограничивает допуск на Совет палаты ее рядовых членов.

- Ну елки-палки, - восклицал г-н Сигал, - если я, член палаты, даже не имею права присутствовать на Совете?!.

- Не будем, - дискуссионным тоном предложил главреж Качаловского театра Александр Славутский, - превращаться в масонскую ложу?..

Молчаливо (голосованием) к ним присоединился профессор, председатель Общества хирургов РТ Дмитрий Красильников. Однако Ильгиз Хайруллин удерживал смирное профсоюзно-религиозно-творческое большинство палаты от соблазна присоединиться к бунту (если только я не преувеличиваю возможности такого соблазна для этого большинства). Казалось, г-н Хайруллин снова в 90-х годах прошлого века - снова вице-премьер! Он твердо и неуклонно, как хороший лечащий врач, вел палату к принятию предложенного им регламента и привел. Закономерно, что бремя председательства в ОП было возложено на него же. Возложил на Ильгиза Хайруллина это бремя Совет палаты, собравшись отдельно от ее рядовых членов.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"